евгений ясенов

12 неочевидных фактов
о Крещении Руси

28 июля в Украине отмечается День Крещения Киевской Руси. Считается, что в этот день в 988 году князь Владимир открыл своему народу путь к христианству. Между тем, в описании тех событий нет единства, и некоторые факты выглядят спорными...
1. Был ли Андрей Первозванный на киевских холмах?
Во многих источниках указывается, что первая попытка крещения славян была предпринята еще в I веке, и сделал это апостол Андрей Первозванный, достигший киевских холмов. Первое свидетельство об этом встречается у епископа Ипполита Портуенского примерно в 200 году. Потом об этом писали неоднократно, вплоть до «Повести временных лет». Историки новейшего времени склонны считать, что киевское пришествие Андрея — пропагандистский миф, что на самом деле апостол был послан для обращения в христианство скифов (народы Причерноморья), но когда христианство стало религией Руси, властям показалось полезным отождествить «скифов» со
«славянами». Академик Д. Лихачев называет эту историю «чистой легендой».

2. Язычество нельзя считать дикостью или чем-то враждебным христианству
Традиционно языческие верования древних славян рассматривают как что-то темное, антигуманное, совершенно противоположное христианству. Считают, что крещение извлекло народы из пучины первобытного мрака. С этим совершенно не согласны исследователи древнеславянской истории. Например, академик Б. Рыбаков, основательно изучив религиозные верования наших далеких предков, доказал, что они не являются чем-то неполноценным и локальным. «Славянское язычество, — писал он, — часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий».
3. Первое крещение на Руси прошло за век с лишним до Владимира
Отдельные случаи крещения славян были задолго до Владимира. В середине IX века знаменитый мусульманский географ Ибн Хордабех писал: «Если говорить о купцах Ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать». А первым массовым крещением народа Руси считается так называемое «Фотиево крещение». Проведший его в 867 году патриарх Фотий свидетельствовал: «Так возгорелись они ревностью и любовью к вере, что приняли к себе епископа и пастыря и с большим усердием и вниманием исполняют христианские обряды». Более того: еще до Владимира появились и церкви. Вот что пишет А. Королев в книге «Загадки первых русских князей»: «В 945 году византийцы прислали к князю Игорю послов для восстановления мира. Русские язычники присягнули на холме, на котором стоял идол Перуна. А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем
в конце Пасынчей беседы и хазар, — это была соборная церковь, так как много было
христиан-варягов».

4. Христианство устранило из славянских обычаев ритуальный секс и ритуальное пьянство
Языческая традиция требовала от славян соблюдения некоторых ритуалов, которые с точки зрения христианства могут показаться, мягко говоря, неприличными.
Н. Гальковский в монографии «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» отмечает: «Христианство покончило с ритуальным блудом, когда массовые соития предписывались самой языческой традицией. Вот, к примеру, как описаны очевидцем, путешественником Ибн Фадланом, похороны знатного человека в первой половине Х века: «Затем вошли в шалаш шесть мужей из числа родственников ее мужа и все до одного сочетались с девушкой в присутствии умершего. Затем, как только покончили с осуществлением своих прав любви, уложили ее рядом с ее господином». Также боролись и с ритуальным пьянством, издревле известным у славян. «Варвар был пьян, и от хмеля его разум помрачился: дело в том, что в этот день он устраивал поминки по умершему брату, как им велит обычай», — еще в VII веке писал Феофилакт Симокатта, рассказывая о дакийских славянах, воюющих с ромеями. Конечно, и блуд, и пьянство, и другие грехи встречались и после Крещения Руси, но теперь это уже был личный выбор каждого отдельного человека, а не предписание веры».



5. Владимир мог быть евреем или болгарином
Юный Владимир и его мать Малуша
Версия о еврейском происхождении русского святого князя довольно распространена. Но большинство исследователей относится к ней скептически. Один из них, Р. Шиженский, пишет: «Нет никаких оснований считать иудейкой мать Владимира Малушу, ключницу княгини Ольги. Ее имя, якобы не характерное для славян, на деле имеет вполне себе славянское происхождение от слова «малый», женская форма имени «Мал», встречающегося на Руси. Вспомните, например, древлянского князя Мала, сватавшегося к овдовевшей княгине Ольге. И уж совсем невероятно звучит то, что некий раввин мог дать своему сыну славянское, языческое имя
«Владимир», который позже, ко всему прочему, обложит остатки хазарского каганата данью».

Есть еще одна версия о происхождении князя, менее распространенная. Ее сформулировал болгарский историк Йордан Табов. По его мнению, мать Владимира, дед Малк Любечанин и дядя по матери Добрыня — все болгары, и, скорее всего, приехали в Киев вместе с Ольгой, болгарской принцессой.

«Болгарский след» в эволюции Владимира продолжают прослеживать и дальше. Так, согласно мнению В. Погорелова, князь принял решение о принятии христианства под влиянием своей жены. В ее жилах текла кровь и болгарских царей, и византийских императоров.
6. Креститься или жениться?
Далеко не факт, что Византия горела желанием крестить Русь. Многое свидетельствует о том, что инициатива исходила от самого Киева. В итоге, Владимир осадил Корсунь, греческую колонию в Крыму близ нынешнего Севастополя, и выдвинул ультиматум Константинополю. И только после этого Византия согласилась прислать священников для крещения Руси. Кстати, завладеть городом Владимиру помогло предательство попа Анастаса, который указал на водовод, снабжающий город. Князь вознаградил изменника: Анастас стал настоятелем киевской Десятинной церкви, иконы и утварь в которую были привезены из Корсуни. При этом, академик А. Шахматов считает, что самого Владимира крестили еще раньше, и что вообще вся история с этой осадой могла быть придумана, а потом аккуратно внедрена в летописи. В конце концов, все может выглядеть и так, будто осаду Корсуни Владимир затеял, чтобы добиться руки византийской принцессы Анны (которую иначе ему никто бы не отдал в жены). Был ли он к тому времени крещен или перешел в христианство, чтобы стать мужем Анны — вопрос, на который единого ответа нет...
7. Владимир начинал с язычества
Главным мотивом принятия христианства в качестве государственной религии у Владимира было укрепление центральной власти. К христианству он пришел не сразу. Сначала он попытался действовать менее революционно и попробовать создать общую веру из привычных людям разрозненных языческих верований. Это случилось сразу после прихода Владимира к власти в 980 году. Как замечает академик Б. Рыбаков, «описанная летописцем установка идолов в Киеве не являлась обычным делом или только обновлением старых святилищ. Официальных культов, судя по договорам с греками, было два: культ Перуна и культ Волоса. Теперь Перун стал во главе целого пантеона из шести богов, а Волос, почитание которого было повсеместным, в пантеон не попал. Новые идолы поставлены не в отдалении «на холме», как стоял Перун во времена Игоря, а непосредственно рядом с княжеским дворцовым комплексом, но не внутри его, что замыкало бы богослужение в узком придворном кругу, а «вне двора теремного», в самом центре киевской крепости». Новая религиозная система, языческое шестибожие, могла остаться государственной религией Киевской Руси, если бы Владимира устраивала судьба местного князька. Но он явно мечтал о большем. А вести глобальную политику язычник тогда уже не мог...
8. Православие выбрали из-за красоты
Известна история о том, как Владимир выбирал новую веру, оценивая пригодность для своей ситуации ислама, католичества и православия. Как не без горькой иронии замечает академик
Д. Лихачев, православие было принято, потому что, по легенде, послам, посланным в Византию, понравилась красота службы. Конечно, их миссия была не оценивать внешнее, а составить мнение о сути веры — но именно внешнее поразило их в первую очередь. «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Мы не можем забыть той красоты, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Владимир был впечатлен...

9. 28 июля — очень приблизительная дата

28 июля был принят православной церковью как день памяти святого равноапостольного князя Владимира, как день, когда в 988-м году он принял крещение сам, крестил киевлян в водах Днепра, а после и жителей остальных городов Древней Руси. Конечно, дата во многом условна, дана в пересчете на современный календарь. Также у историков нет единого мнения насчет того, было ли это именно в 988-м году, чуть раньше или чуть позже.
10. Предложение, от которого трудно отказаться
Крещение Киевской Руси проводилось в обстановке, далекой от демократической. Князь делал это насильно, не интересуясь ничьим мнением, при сопротивлении и жречества, и различных слоев населения. Но в Киеве этот процесс прошел мирно, хотя и без радости. Владимир разослал по всему городу глашатаев, которые должны были явить народу повеление князя: «Если кто не придет завтра на реку — богат ли, или убог, или нищий, или раб, — да будет противник мне». Князя услышали. По свидетельству киевского митрополита Иллариона, «не было ни одного противящегося благочестивому повелению его (князя Владимира), даже если некоторые и крестились не по доброму расположению, но из страха к повелевшему сие, ибо благочестие его было сопряжено с властью».
11. Крещение помогло Владимиру преодолеть личное распутство
До крещения Владимир был совсем не святым. Великий хронист Титмар Мерзебаргский называл его «великим распутником». В христианстве он вел себя гораздо скромнее, вступив в брак всего дважды (и то, не одновременно). Как отмечает по этому поводу доктор исторических наук С. Алексеев:
«Христианство учит, что возможно покаяние в грехах и их прощение по милости Божьей. Не всем это известно, вероятно, но средневековым создателям летописей и житий Владимира известно было. Им, по всей видимости, трудно было представить, что женолюбие князя в языческой его жизни, с которым он боролся после принятия Христа, которое старался искупить покаянием и милосердием к ближним, станет для кого-то аргументом против его святости. Христиане считают, что святы не безгрешные, а победившие грех. А о том, как Владимир преодолевал себя благодаря новой вере, пишут не только русские летописцы, и душевное изменение князя не является благочестивым вымыслом».

12. Крещение не привело к гибели
9 миллионов восточных славян


Поскольку христианство на Руси продвигалось силой и волей, возникает вопрос — сколько человек поплатилось жизнью за его торжество? В исторической литературе встречается громадное количество жертв - вплоть до немыслимых 9 миллионов. Комментируя эту цифру, богослов Ф. Бабенко пишет: «Это абсолютно абсурдное утверждение. Даже имея современные средства массового уничтожения, убить такое количество не так-то просто, а уж в древние времена и подавно. Ни князь Владимир, ни его преемники просто физически не могли уничтожить 9 миллионов людей теми силами, что были у них в наличии. Даже Батыево нашествие унесло в разы меньше жизней, хотя масштаб его разрушений был беспрецедентен для средневековой Руси». Впрочем, сопротивление все-таки было, и были жертвы...
Читайте также на «Репортере»
Made on
Tilda